Сайт учителя-дефектолога Гревцевой Натальи Николаевны

Комплекс коррекционно-развивающих занятий

 

УВАЖАЕМЫЕ  ПЕДАГОГИ!

 

Вампредлагаются коррекционно-развивающие упражнения  для организации целенаправленной,эффективной, групповой и индивидуальной работы с учащимися класса. Этикоррекционно-развивающие упражнения могут проводить: учитель-дефектолог, психолог, учитель, воспитатель, социальный педагог,проявляющий интерес к внутреннему миру учеников. Используя их в своейработе,  вы будете способствоватьсохранению психологического здоровья, развитию коммуникативных навыков,улучшению учебной мотивации, повышению работоспособности, стабилизации вниманияи памяти учащихся.

 

КОММУНИКАТИВНЫЕИГРЫ

 

Делятсяна три группы:

-направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке егодостоинства;

-способствовать углублению осознания сферы общения;

-обучающие имению сотрудничать.

 

Игра «Крутой подросток»

Подросткивыполняют рисунок на тему “Крутой подросток”. Затем обсуждают ее.

Приобсуждении используются вопросы:

-что такое крутость?

-почему многим хочется быть и выглядеть “крутыми”?

-можно ли быть  “крутым”, если ты не пьешьи не куришь?

 

Игра «Волшебное зеркало»

Ребятамнужно представить, что в классе появилось волшебное зеркало, в котором всераннее незаметные достоинства человека становятся видимыми и яркими. Затемпредлагается посмотреть в него, постараться увидеть по очереди каждогоучастника и разглядеть в зеркале все сильные стороны, за которые его уважаютродители, учителя, друзья.

 

ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕИГРЫ

 

Основываютсяна теоретических положениях социально-психологического тренинга о необходимостиособым образом формировать среду, в которой становятся возможнымипреднамеренные изменения. Эти изменения могут происходить в состоянии группыкак целого, а могут - в состояниях и характеристиках отдельных учеников.

 

Игра «Имя превратилось»

Участникипредставляют себе страну Имен, в которой все имена превратились в животных(растений). Придумывают, в какое животное могло бы превратиться их собственноеимя.

Игра «Я горжусь»

Детизакрывают глаза, а учитель просит их представить лист бумаги, на котором красивымибольшими буквами написано:“Я горжусь, что я...”. После того, как детивнимательно рассмотрят красивые буквы, учитель предлагает им мысленно дописатьэто предложение, а затем рассказать группе, что удалось дописать.

Упражнение «Взросление - это новые роли»

Упражнениеначинается с рассказа о том, что период взросления настолько важен, что многиеученые разрабатывали теории взросления, и задача сегодняшнего дня поговорить овзрослении как о периоде овладения новыми ролями.

Детямпредлагается например побыть в некоторых ситуациях и в различных ролях:

* Войти в кабинетдиректора в роли ученика, учителя, родителя.

 

 

ИГРЫНА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

 

Этиигры можно разделить на две группы: вербальные и невербальные.

            Вербальные игры представляют собойлибо придумывание окончания к той или иной необычной ситуации, либоколлективное сочинение сказок или подбор различных ассоциаций к какому-либослову.

            Невербальные игры предполагаютизображение детьми по разному, как можно интереснее того или иного живогосущества или неживого предмета.

 

Игра«Покажи без слов»

Нужножестами показать ситуации:

-завтра не будет математики;

-дай списать!

-хочу кушать;

-у меня скоро день рождения;

-завтра будет дискотека.

 

Упражнение«Школа клоунов»

Одномуиз участников предлагается рассмешить всех остальных с помощью мимики.

 

Упражнение«Выполни задание»

-Дотроньтесь до кончика носа все, кто любит смотреть ужастики по телевизору;

-Топните левой пяткой те, кто сегодня утром чистил зубы;  и тд.

 

КОРРЕКЦИЯИ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

            Часто бывает так, что эмоциональноесостояние учащихся не соответствует будущей деятельности. Дети либозаторможены, либо находятся в возбужденном состоянии перед серьезной иответственной частью занятия.

 

Игра“Приветствие”

            Участникам предлагается встать вкруг и, двигаясь хаотично по кругу, поздороваться с участниками действияразличными способами:

-как люди очень застенчивые, стеснительные;

-как люди куда-то спешащие;

-как люди, которые не видели друг друга несколько лет.

 

Упражнение«Огонек общения»

Дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и  каждый говорит, что, по его мнению, былосегодня самым интересным.

            Детисадятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко,говорит:

- Сегодня меня порадовало…

          - Сегодня меня огорчило…

            Напарте у каждого ребенка лежат три кружочка (цветочка) разных цветов. Учительобъясняет детям:

- Голубойцветочек вы дарите самому вежливому в общении.

- Зеленый –самому уступчивому, покладистому.

- Фиолетовый –самому скромному.

В конце дня можно проверить у кого из детей самыйбольшой букет.

 

Упражнение«Дерево счастья»

            Готовится ствол дерева, на немпишутся страхи и обиды, ствол сворачивают внутрь и заклеивают. С внешнейстороны пишут все свои радости. Со второго листа обид вырезают листики и прикрепляютк дереву. Листочки расписываются «радостями». И крепятся к стволу.

 

 

 

Упражнение«Башня радости»

            Вырезается большой треугольник – этобашня, радости. Стена его расписывается радостями. На крыше башни рисуетсяогромная улыбка.

            Эти упражнения позволяют быстродетей избавить от всяких страхов, тревог.

 

Упражнение«Волшебник»

Учащимся предлагается поиграть в волшебников, каждомупередается волшебная палочка. На столе перед каждым учеником выкладываютсяпредметные книги, предлагается их превратить в животных.

Это упражнение позволяет выразить ученикам своеэмоциональное переживание, связанное с изучением каждого учебного предмета.

 

Календарь«Цветы настроения»

«Цветы настроения» делятся на секторы  - по количеству дней. Дети совещаясь, решают,какой цвет соответствует наиболее полно настроению в течение прожитого дня. Изакрашивают сектор определенным цветом.

 Красный цвет – радостное, светлое, хорошее настроение.

 Желтый цвет – спокойное, уравновешенное.

 Зеленый цвет – грустное, печальное, тоскливое.

 

Упражнение“Эксперимент с песней”

            Учитель: «Споем хором. По первомухлопку начинаем петь, по второму- замолкаем, по следующему - снова поем.»

            С помощью упражнения вырабатываетсяспособность держать общий ритм своим внутренним слухом.

 

Упражнение“Солнечный зайчик”

            Упражнение на снятие эмоциональногонапряжения.

Учитель:«Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу:зайчик на лбу, на носу, на ротике, на щеках, на подбородке - нежно погладь еголадонями. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею,одну руку, вторую. Погладь его и подружись с ним.»

 

Упражнение«Поросячьи бега»

            Учитель говорит, что мы попали напоросячьи бега - новый олимпийский вид спорта. Для того, чтобы выиграть, намнужно как можно быстрее передать “хрюк” по кругу.

            Сначала дайте возможность каждому изучастников потренироваться.

            Это внешне простое и несерьезноеупражнение на самом деле, помимо того, что повышает эмоциональный уровень,очень хорошо влияет на процесс сплочения в группе и настраивает навзаимодействие.

 

Упражнение«Раз мобила..».

            Воспитатель проговаривает слова исопровождает их движениями.

Девочкисоревнуются с мальчиками, кто громче крикнет:

Размобила, два мобила

(ладони внешней стороной поочередноприкладываются к противоположному уху).

Пейджеры,пейджеры (ладони прикладываются к бедру,поочередно)

Зарулем автомобиля женщина, женщина(описывается силуэт женского тела).

Всев порядке, все нормально (демострируетсяжест окей)

Пальчики, пальчики, ну-ка  дружно, ну-ка вместе:

Девочки кричат: “Девочки!”

Молодые люди кричат: “Мальчики!”

 

Упражнение«Гром-ураган- землетрясение»

            Все участники делятся на тройки.Двое берутся за руки и образуют “домик”, а третий становится внутрь истановится “жильцом”. Когда воспитатель говорит: “Гром!” - “жилец” выбегает из“дома” и ищет себе другой “домик”. Когда ведущий говорит: “Ураган”- “домик”взлетает и пытается найти себе другого “жильца”. При слове “Землетрясение!” всеигроки рассыпаются в разные стороны и образуют новые тройки и тд.

 

Игра«Хи-хи-хо-хо»

            У всех участников руки сложены какдля игры в волейбол, 5 раз дотрагиваются до левого плеча, затем 5 раз доправого, 5 раз до левой ноги, 5 раз до правой, 5 раз произносят “хи”, опустивголову вниз, и 5 раз “хо” - глядя в потолок. Затем проделывается тоже самое на4 счета, потом на 3, на 2 и на 1, увеличивая темп.

 

Упражнение«Счет до 10».

            Участники становятся в круг.Опускают взгляд на кончики пальцев ног. Задача: сосчитать от 1 до 10, каждоечисло может назвать только один человек.

 

Упражнение«Веретена точены»

            Детей разбивают на 3 команды.

1команда “Веретена точены”;

2команда “Веники мочены”;

3команда “Барыня, барыня, сударыня барыня”.

Учительуказывает рукой на одну из команд, и та кричит свое название. С течениемвремени темп игры увеличивается.

            Игра способствует повышению уровняэмоционального состояния.

 

Упражнение«Дождик»

            Все участники стоят в кругу. Учительидет внутри круга, и, когда он заглядывает в глаза участнику, тот начинаетповторять его движения до тех пор, пока учитель не пройдет круг, снова неподойдет к нему, не заглянет в глаза и не поменяет движение.

            Учитель в первом кругу трет ладошкойоб ладошку, 2 - щелкает пальцами, 3- хлопает ладонями по коленям, 4 - хлопает владоши, и тд.

            Целью этого упражнения являетсярелаксация, снижение мышечного тонуса, настрой на лиричный лад.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙНАСТРОЙ

 

Дети выполняют действия под речевку учителя. Причемучитель говорит строчку речевки  и делаетпаузу, а в это время дети повторяют эти строчки:

            Я скажу себе, друзья,

            Не боюсь я никогда

            Ни диктанта, ни контрольной,

            Ни стихов и ни задач,

            Ни проблем, ни неудач.

Я спокоен,терпелив,

Сдержан я ине хмурив,

Просто нелюблю я страх,

Я держу себяв руках.

               * * *

Мне учиться очень нравится,

Отвечать я не боюсь,

Я могу с заданьем справиться,

Потому что не ленюсь!

               * * *

Ох, как хочется трудиться!

Делать всеохота.

Чтоб трудом своим гордиться,

Пусть кипитработа!

              * * *

Я и бодр, исилен,

Всю работусделаю.

Свою волюпокажу.

         Слово для себя сдержу!

 

 

МИНУТЫРЕЛАКСАЦИИ

 

Релаксация– состояние покоя, возникающее при снятии напряжения. В ситуации, когда детиустали, а работа предстоит трудная. Необходимо провести коррекцию психическогосостояния на возбуждение активности и трудности. Учитель говорит слова, а детипосле каждой строчки повторяют про себя слова, при этом глаза закрыты.

             

Закройте глаза.

Представьтелетнее утро. Солнышко уже поднялось.Вы лежите на поляне, ощущаете  запах  цветущих полевых цветов. В вышине голубое, голубое небо. Приятно греет солнце, выотдыхаете и вдыхаете летний приятный аромат цветов.

Раз- делаем глубокий вдох через нос.

Два- задерживаем дыхание.

Три  - медленно  выдыхаем через нос. Вы отдохнули.

 

 Закройте глаза.

Представьте, что вы находитесь на  поляне с цветами...

Цветыпрекрасно пахнут. Глубоко вдыхайте аромат цветов.

Раз- делаем глубокий вдох  через нос.

Два- задерживаем дыхание. Три - медленно выдыхаем через нос. Открываем глаза.

 

Закройте глаза.

Прижмите ладошки крепче к глазам.

«Представьте,что сейчас лето и солнце согревает ваши ла- дони. Вам легко и хорошо. Солнечныелучи  проходят  сквозь ваши пальцы по всему телу.

Раз- вам легко и свободно.

Два- тепло разливается по вашему телу.

Три- вы отдохнули и готовы к работе». Откройтеглаза.  

 

 Релаксация «Путешествие на облаке»

«Яхочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако,похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина,удобно расположились на этой большой облачной подушке.

            Путешествие начинается…Твое облакомедленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер освежает твое лицо?

            Здесь, высоко в небе, все спокойно итихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в волшебную страну, где ты будешьсчастлив.

            Постарайся мысленно «увидеть» этустрану как можно более подробно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно исчастливо.

            Теперь ты снова на своем облаке, ионо везет тебя назад, на твое место. Слезь с облака и поблагодари его за то,что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает ввоздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрым, свежим и внимательным».

 

Психодинамическаямедитация «Заколдованная фигура»

«Представьтесебе, что вы оказались на поляне в волшебном лесу. Эта поляна заколдована злойволшебницей, и кто попадает на нее – застывает, как каменная фигура. Застыньте,как будто вы одеревенели, и не двигайтесь».

       Волшебный ковер дает ощущение приятногопокоя и отдыха. Вы погружаетесь в волшебный сон. Реснички опускаются.

Итут мимо пролетала добрая фея. Она взмахнула волшебной палочкой – и все мы

22 ноября 2015 в 13:44

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.